четверг, 2 октября 2008 г.

Татары: вымыслы и мысли

На протяжении более трёх веков Золотая Орда оказывала на своих соседей сильнейшее политическое, экономическое и культурное влияние.

В последнее время атаки на этноним "татар" приобретают целенаправленный характер. Кто-то очень спешит растащить татарский народ на ряд этнических групп.

Пора бы понять простую истину, мы, татары не просто народ, а нация! И эта исторически сложившаяся общность людей когда-то имела единую территорию, многоукладную развитую экономику, язык и яркую культуру. Посудите сами. На протяжении более трёх веков, начиная с середины XIII века, Золотая Орда оказывала на своих соседей политическое, экономическое и культурное влияние. Русские люди щеголяли в татарских одеждах (вплоть до кафтанов и валенок), перенимали предметы быта (самовары, посуду). При Дмитрии Донском фиксируется появление первой русской чеканной "деньги". Тогда кожаные деньги-куны были заменены на серебряные (танга) и медные (пула), чеканенные по образцу татарских. Филолог А.Преображенский считает и "копейку" того же происхождения: зафиксированы мелкие монеты с изображением собаки (от тюркского "кобек" - собака, крым.-татар. "копек"- щенок). Ямская служба, упорядочение налоговой системы, широкое городское строительство, развитие ремёсел и торговли Восточной Европы в XIII-XVI вв.- результат влияния Золотой Орды.

Учёные-марксисты догматически рассматривают походы Чингис-хана и его преемников "как захватнические, реакционные". Но в Китае в 1962 г. широко отмечается 800-летие со дня рождения великого полководца и государственного деятеля. Историк Хань-Жулинь, подчёркивая односторонность тех, кто "делает упор на убийства и разрушения", пишет: "Чингис-хан смял границы на пути связей между Востоком и Западом, сравнял с землёй крепости и бастионны, которые препятствовали экономическим и культурным отношениям, и после этого взаимные связи Востока и Запада начали процветать". Западных путешественников поражало отсутствие крепостных сооружений вокруг многочисленных городов Золотой Орды. Беспрепятственный проезд купцов со своими товарами через гигантские просторы Золотой Орды (уплата пошлины сопровождалась выдачей охранных грамот) должен послужить предметом зависти для нашей убогой внутренней и внешней торговли.

Бытующее представление о татарах, как о "диких и необузданных племенах" относится в основном к обывательским страхам западноевропейцев второй четверти XIII века. Западная Европа осталась в стороне от великих завоеваний Чингис-хана. И все ужасы, связанные с рассказами о "рогатых дикарях", служили, скорее, психологической подготовкой к возможному отпору со стороны раздробленной Западной Европы, бутафорские императоры которой не обладали ни воинскими талантами, ни реальной силой. Собрать её в кулак могла либо идея наживы (вспомним серию крестовых походов в XI-XII веках на Восток), либо элементарный страх перед сплочённой силой татар.

Представляют большой интерес высказывания основателя английской национальной литературы Джефри Чоссера. Будучи современником Золотой Орды (Чоссер родился в 1340 г.), поэт следующим образом характеризует нравы и обычаи её могущественных ханов:

"В татарском граде Сарра

проживал

Царь, что нередко

с Русью воевал,

…………………………….

Он звался Камбусканом,

и полна

Молвой о нём была

в те времена

Вселенная, - везде

народ привык

В нём видеть лучшего

из всех владык.

Хотя в язычестве

он был рождён,

Но свято чтил им

принятый закон,

К тому же был

отважен, мудр, богат,

Всегда помочь в беде

любому рад,

Был крепко верен слову

своему

И волю подчинить умел

уму.

Красив и молод,

он превосходил

Всех юных родичей

избытком сил,

Во всём его сопровождал

успех,

И роскошью,

что чаровала всех..."

Нам остаётся гадать, кто же такой Камбускан. Возможно, Узбек-хан (1312-1342), при блестящем дворе которого в городах Сарай и Сарай ал-Джедид находили приют знаменитые поэты, учёные и путешественники того времени. А может, и сам Бату-хан, основавший на реке Итиль столичный город Сарай в 40-х годах XIII века. Известно, что Бату умер довольно рано, в возрасте 48 лет, успев сделать много в области государственного строительства и развития экономики Золотой Орды. В восточных источниках немало сказано об этом деятельном и дальновидном государе: "...стали отправляться к Бату цари и принцы, князья и купцы и все, обиженные и лишённые отечества. Он при справедливом суждении возвращал каждому из них вотчины и княжества, снабжал их грамотами (ярлыками), и никто не смел сопротивляться его воле" (армянский историк XIII в. Киракос Гандзакский).

Непрост путь становления татарского народа. Во-первых, он как бы дважды рождался. В 1342 г. из разрозненных и зачастую враждовавших между собой тюркских племён, которые были объединены в могучее государство Бату-ханом. И в конце XIX -начало XX веков из разобщенного татарского населения, которое усилиями передовых представителей татарской интеллигенции, торгово-промышленного капитала и сильного духовенства было превращено в нацию. Сам этноним "татар" имеет более чем 2000-летнюю историю и овеян всевозможными легендами.

Вплоть до XII века то ли сами племена татар, то ли их этноним были самыми популярными и почётными на Востоке, что засвидетельствовано Рашид-аддином: "Они (татары) владычествовали и господствовали в древние дни большую часть времени над сильнейшими племенами и странами с могуществом, силою и совершенным почётом. Ради чрезвычайного величия и почтения их и другие роды турецкие (тюркские) стали известны под их (татар) именем". Для тех, кого может шокировать данное обстоятельство, мы сообщим, что именование тюрков именем авторитетного рода, а зачастую и вождя племени, это - древнейшая тюркская традиция.

Историки сообщают, что Чингис-хан в 1198, 1202 и 1204 годах поголовно истребил "народ татарский", примеряя младенцев к тележной оси, а те появляются в "Дешт-и Кыпчак" задолго до походов Бату-хана. Более того в мамлюкском Египте до 1421 г. правит султан Татар… Ну чем это имя не птица Феникс? И здесь мы подходим к очевидной истине: корни нашего народа нужно искать не в именах и прозвищах, а в непрерывном процессе интеграции ряда тюркских племён (кыпчаков, кимаков, булгар, хазар, печенегов, маджар-мишар…), что приняли участие не только в этногенезе татар, но и в формировании его языка, культуры и традиций.

В свою очередь, история каждого из этих народов простирается в глубочайшую древность. Но именно Золотая Орда консолидировала их в ту этническую и культурно-языковую общность, которая уже не могла затеряться ни в бурной эпохе средневековья, ни в мрачных годах неволи колониального владычества русских царей. Оформляется литературный письменный язык в XIV веке, установились культурно-бытовые традиции, и, самое главное - сформировался особый психологический тип человека, который никогда уже не сможет забыть своего великого прошлого.

Когда в 80-е гг. XVII века хлынул поток официозных легенд и песен, порочащих "зла татары, воры, басурманы", по рукам пошли сочинения, воспевающие его знаменитых батыров и великих полководцев. И среди них "Дафтар-и Чингизнаме" дастаны которого (число шесть) были написаны прекрасным литературным языком. Известный просветитель XIX века Ибрагим Хальфин использовал "Дафтар" для обучения учащихся татарскому языку. И в дальнейшем татары не раз защищали свой великий объединяющий этноним от оскорблений и насмешек. "Мы татары, наш язык - татарский…наша рождающаяся культура также будет татарской", - пишет в начале XX века писатель Галимжан Ибрагимов.

Желание некоторой части татарского населения именоваться булгарами не имеет под собой реальной исторической почвы. В IX веке в Волго-Камье приходят булгары в составе более десяти различных племён. Учёные до сих пор гадают, что же представлял собой первоначальный булгарский язык во вновь образованном государстве, ибо он уже в конце X-начале XI веков был совершенно вытеснен языком кыпчакским. С.М.Шпилевский указывает, что половцы и кимаки принесли с собой (в Булгарию) начатки книжно-письменной культуры, унаследованной от Тюркского каганата (Древнейшие города…Казань, 1877).

Наши предки не случайно принимали громкие, авторитетные имена. В условиях многоплемённости образуемое государство могло стать стабильным, если существовало устойчивое консолидирующее начало. И в этнониме "татар" тюрки Золотой Орды видели силу, объединяющую их в грозный монолит. Зафиксированы случаи, когда сами монголы в завоёванном Китае называли себя татарами. Так наместник Чингис-хана в Пекине полководец Мухали (умер в 1223 г.) и его приближённые часто говорили: "Мы - татары".

Вернёмся к Болгарии Волжской. К XII веку её население сложилось в булгарскую народность, хотя у нас нет основания считать, что этот процесс завершился. Присоединение Булгарии к Золотой Орде спровоздается выделением из неё крупных этнических групп - буртасов, можар, бесермен и др. Но нет худа без добра, ибо вхождение в состав мощного государства со сходной культурой и языком сохранило за населением Булгар тюркское лицо. И здесь не мешает вспомнить судьбу многих финских племён, вошедших в X-XII веках в состав Киевской Руси: мурома (ср. и ниж. Ока), весь (Бело-озеро), чудь (Псковская обл.) - они были ассимилированы. Та же участь постигла тюркоязычных торков и берендеев. Чтобы не быть голословным процитируем русского колониального историка-миссионера XIX века Михаила Пинегина "Произошло интересное историческое явление: видимое уничтожение Булгарии в действительности явилось её возрождением" (Казань - в её прошлом и настоящем. С.-Петербург, 1890 г.).

И в самом деле, при татарах ни торговли пушниной, ни производства зерна в Булгарии XIII-XIV вв. не уменьшилось ни на один момент, а её столица Болгар стала одним из самых крупных и красивых городов Европы.

В 1437 г. внук Токтамыша Улу-Мухамммед основывает на месте разгромленной в 1399 и 1431 гг. Булгарии могучее Казанское ханство. Вот как характеризует данное событие М.Худяков: "Военный талант и организаторский гений основателя Казанского ханства дали ему возможность поставить величие государства сразу на должную высоту и достигнуть такой полноты верховенства над Россией, которая заставила считаться с Казанью более, чем с ханством Сарайским".

Дальнейшая судьба Казанского ханства нам хорошо известна. Но даже в отсутствие государственности, в условиях жесточайшего гнёта на протяжении более четырёх веков татарский народ продолжал вести тяжёлую борьбу за своё национальное и государственное возрождение. И был близок к цели, когда в январе 1918 года Национальное собрание мусульман объявило о создании штата Идель-Урал. Однако демагогические лозунги большевиков и отсутствие единства среди самих татар похоронили в огне гражданской войны и последовавшего "социалистического строительства" эти надежды.

В настоящее время перед татарским народом открывается уникальная возможность построить полнокровное государство. И этому должно послужить не только наше великое прошлое и трудолюбие народа, но и его консолидирующий этноним "татар". Иначе как же мы, замкнувшись в своей разобщённости, узнаем своих соплеменников из Сибири и Астрахани, с Урала? И кем для нас станут крымские татары и все те, кого судьба закинула в Румынию, Польшу? Мы одна семья! У нас единый язык, громкое имя и великое прошлое.

Вил Кильдеев,

член комиссии ВТОЦ по истории народа.

газета "Комсомолец Татарии" 5 апреля 1991 г.

http://tatarica.yuldash.com/history/article206/

Комментариев нет: