понедельник, 31 мая 2010 г.

Из тысячелетней истории Татар:
родословная императоров хунну
220 г. до н.э. – 46 год н.э.



Тенгрикуты


После публикации моей статьи «Паркер» в «ЗП» позвонил мне один незнакомый читатель нашей газеты и сообщил, что у него хранятся рукописи «О родословной хуннов и тюрок», оставленные в Казани в середине 90-х годов прошлого столетия. Меня, естественно, не могли не интересовать эти вопросы. Мы встретились, и мой незнакомец передал мне обещанные ксерокопии. На мой вопрос: почему автор этих рукописей не передал их Институту истории Татарстана, ответ последовал короткий: «Не знаю». Теперь несколько слов об авторе «родословной». Гыйлэжетдин Госман – этнический татарин из Китая из города Урумчи. Один из известных специалистов в области древнекитайской литературы и языка. Блестящий переводчик, работал некогда в структурах компартии Китая, ведя синхронные переводы на съездах партии, конференциях с китайского на уйгурский. Естественно, он не ограничивался этим и, видимо, немало времени уделял истории татар в Китае. Очевидно, результатом этих поисков и явились рукописи «О родословной хуннов и тюрок».

Как известно, кочевая империя хуннов (кунов) зародилась впервые в 220 г. до н.э. на степных просторах современной Монголии и Китая в то время, когда завершилось строительство Великой китайской стены, т.е. центральной части. Таким образом оседлая цивилизация решила избавиться от разрозненных и многочисленных кочевых племен, досаждавших им своими набегами. Но Великая стена не спасла китайцев, ибо слишком неравными были эти отношения. Экономически невыгодными для хуннов (кунов) и унизительными по своей природе. В то время когда Китай заботился о своем возвышении над варварами, варвары «неразумные» твердили о каком-то равенстве. Правил объединенными провинциями Китая император, так сказать, человек от бога, а племенами хуннов (кунов) заправлял земной шаньюи (князь). Поэтому равенства, как считали кочевники, можно было достичь обретением собственного императора, равного с китайским. Тогда могли бы состояться равные переговоры представителей двух цивилизации. Хотя китайской империи кочевники и досаждали своими набегами, а вынуждены были платить дань и выслуживаться, чтобы получить чин пограничного охранника или таможенника, ибо они оставались подданными Поднебесной империи. У хуннов (кунов) на протяжении столетий над головой маячил замкнутый круг, так как они не находили аргументов быть равными с китайцами, опирающимися на идеологию конфуцианства, где люди делились на благородных и мелких людишек, иными словами, на белокостных и чернь.

Эта философия считалась всеобщим законом справедливости, установленным самим божественным небом. Но так как хунны с незапамятных времен сами опирались на идеи божественного неба Тенгри, они не находили ответа, чтобы одолеть это нравственно-психологическое препятствие. Эти идеи впервые когда-то сформировал этнический кочевник по имени Кун-цзы (551 - 479 гг. до н.э.) – «солнцепоклонник». В 210 г. до н.э. неожиданно умирает первый строитель Великой стены, китайский император Мэнтянь. За четыре года анархии, последовавшие за крушением империи, владыка кочевников Тумань сумел восстановить свое пошатнувшееся могущество. Пока китайские военачальники боролись за трон императора, шаньюи Тумань вторгся на территорию северной излучины Желтой (Янцзы) реки и вернул прежде присоединенную к Китаю территорию Ордоса – кочевого мира. Долго не думая, затем собрался курултаи кочевых аристократов, которые провозгласили рождение державы Хунну (Кун), а верховного правителя шаньюев Туманя провозгласили императором, и народ наделил его титулом тенгрикута. В дословном переводе Тенгри – божественное небо, кут – по-татарски энергия духа и души. В смысловом понимании тенгрикут – сын неба, владыка народов, где нет разделения на хороших и плохих.

В философском отношении это был прорыв в конфуцианстве, и идеологическое лидерство перешло от императоров Поднебесной к тенгрикутам – императорам хуннской державы. Сын тенгрикута Туманя Бахадур (Батыр, модэ) стал одним из величайших завоевателей в мировой истории. Вот какую характеристику дает этой личности Эдвард Паркер в своей книге «Тысяча лет из истории татар»: «Бахадура (Модэ) по справедливости можно назвать Ганнибалом Татарии. Даже от самых образованных европейцев можно услышать высокопарные фразы о «владыке мира», об установлении контроля над всеми народами земли... Кир и Александр, Дарий и Ксеркс, Цезарь и Помпеи – все они предпринимали чрезвычайно значимые в истории походы, но они не идут ни в какое сравнение с масштабом кампании, проходившей в восточной части Азии. Западная цивилизация могла похвастаться достижениями в искусстве и науке, которым в Китае уделяли не столь много внимания, зато китайцы развивали историческую и критическую литературу, искусство этикета, административную систему, которой могла бы гордиться Европа. Одним словом, история Дальнего Востока не менее интересна. Нужно лишь уметь читать ее». К великому сожалению, Паркер о титуле императора хуннов упоминает как о «Тенгри куду шаньюй». Лев Гумилев в своей фундаментальной книге «Хунну» не уделяет титулу тенгрикута никакого внимания, считая, что империей хуннов управляли князья (шаньюи). Об этом свидетельствует приведенная генеалогическая таблица хуннских шаньюев. Это очень серьезная ошибка для такого великого философа и историографа.

Читатель вправе спросить: почему я поверил Госману и подверг критике суждения двух великих ориенталистов Гумилева и Паркера? Потому что в таблице Гумилева только четыре имени хуннских императоров совпадают с именами, приведенными в таблице Г. Госмана. Но Гумилев упорно именует их князьями-шаньюями, а речь идет об императорах. У Паркера вообще нет никакой таблицы, значит, он до нее не дошел, или ему не показали во время его работы в Китае. Далее, Госману, судя по тексту «Родословной хуннов», нет никакого интереса ее выдумывать или фальсифицировать. Что имел на руках, о том и писал. К тому же родословная хуннов была написана от руки задолго до выхода книги Гумилева «Хунну» в свет. Ну о книге Э. Паркера, написанной на английском более ста лет назад и переведенной на русский язык в 2003-2009 гг., и говорить не приходится.

Таким образом, я склонен считать, что таблица о хуннских императорах вполне достоверна, и хотелось бы эти имена обнародовать на страницах «Звезды Поволжья».
Родословная хуннов (кунов)

Итак, перед вами список двадцати тенгрикутов-императоров кочевой державы хуннов.


Период – 220 г. до н.э. – 46 год н.э.


Томен: 220 - 209 г. до н.э.
Бахадур (Модэ): 209 - 170 г. до н.э.
Ага: 173 - 160 г. до н.э.
Кон: 160 - 126 г. до н.э.
Ичигъся: 126 - 114 г. до н.э.
Увэй: 114 - 105 г. до н.э.
Ушылу: 104 - 102 г. до н.э.
Гуйлику: 101 - 100 г. до н.э.
Чэтку: 100 - 96 г. до н.э.
Кулуку: 95 - 85 г. до н.э.
Куянди: 84 - 68 г. до н.э.
Шуручанчу: 67 - 60 г. до н.э.
Уянжут: 59 - 58 г. до н.э.
Кугышар: 58 - 30 г. до н.э.
Пужулжут: 30 - 20 г. до н.э.
Сушжут: 20 - 12 г. до н.э.
Чеяжут: 12 - 8 г. до н.э.
Ужулжут: 8 - 13 г. н.э.
Улжут: 14 - 18 г. н.э.
Кутэршидаугаужут: 18 - 46 г. н.э.


Согласно этой хронологии мы узнаем о расколе хуннской (кун) империи, который произошел в 46 г. н.э. Держава разделилась на север и юг. Вот как описывает это трагическое время раскола и распада Э. Паркер в своей книге «Тысяча лет из истории татар»: «В 48 г. н.э. вожди восьми племен наконец согласились даровать сыну Учжулюжоди титул хуанье-шаньюй, сделав его наследственным. Южный шаньюи нанес визит китайскому императору и предложил Китаю заключить союз, по условиям которого Татария на вечные времена становилась буферным государством и обязалась держать своих братьев-северян на достаточном расстоянии от приграничной зоны. Это предложение было принято, и уже в следующем году южный шаньюи нанес поражение северянам и захватил своего северного брата» Началась война. Это была величайшая катастрофа для кочевой единой империи хуннов. Одни служили Китаю, другие боролись за восстановление своей независимости. За сорок лет войны северян и южан одни превратились из хуннов в сяньбиицев, соединившись с племенами тунгусов и маньчжур, другие бежали на запад в 87 г. н.э., навсегда покидая родные края. Потомки южных сяньбиицев в 545 г. образуют Великий тюркский каганат, а ушедшие на запад совместно с уграми и аланами при поддержке восточных готов и славян образуют новую империю хуннов (кун) - гуннов, и имя вождя Аттилы вновь возвеличит имя хуннов (кунов), ставших для всего мира грозными гуннами.

На этом можно было бы поставить точку, но так нас, современных татар, нередко критикуют за самовозвеличивание своей истории, мы учимся молчать в таких случаях. Но жизнь течет своим чередом, и, как говорится, чем дольше живешь, тем больше узнаешь и открываешь для себя совершенно неизвестные страницы своей истории. Ведь мало кто знает из нас, что был такой величайший историк XVIII века, как Э. Гиббон, написавший фундаментальную книгу «История упадка и разруше¬ния Римской империи», где он скифов называет татарами, как и некогда древнегреческий историк Геродот, именовавший в своих трудах татар скифами. Есть целая плеяда ориенталистов, поддерживающих эти мысли Гиббона и Геродота. Наконец постепенно открылись для нас древнекитайские первоисточники. Кто как не китайцы знает нашу кочевую историю, насчитывающую не одно тысячелетие.

Наконец, есть такие книги, как книга Марко Поло, армянские источники и сотни других авторов книг, которые считали и считают аборигенами степи племена под названием та-та-ар, ставшие скифами, кунами (хуннами), тюрками, казахами, киргизами, алтайцами, хакасами, гагаузами, туркменами, азербайджанцами, турками, каракалпаками, болкарами, карачаевцами, ногаями, кумыками, тувинцами, щорцами, чувашами, башкирами, уйгурами, якутами, узбеками. И никто в этом братстве не последний, ибо у нас одна история. Одни ее достаточно знают, другие не очень, одни ее изучают, другие занимаются искажениями и фальсификациями. Ведь не случайно Лев Гумилев однажды сказал, что он всю жизнь защищал татар от клеветы, а он, несмотря на отдельные недостатки, оставил огромное наследие для роста нашего самосознания, впрочем, как и великий английский ориенталист Эдвард Паркер, Гиббон, Геродот и др. И с ними спорить сложно. Они жили раньше нас и знали больше нас. Они говорили, что видели, и писали, что слышали.


Наркас МУЛЛАДЖАНОВ
«Звезда Поволжья»
№19 (518) 2010 г.

15 комментариев:

Vil Mirzayanov комментирует...

В интернете существуют несколько аналогичных списков. Они не так сильно отличаются друг от друга.
Rulers of the Xiongnu


00. Touman - not a Chanyu
01. Modu, 201-174 BC
02. Laoshang, 174-160 BC
03. Junchen, 160-127 BC
04. Yizhixie, 127-114 BC
05. Wuwei, 114-104 BC
06. Zhanshilu, 104-102 BC
07. Goulihu, 102-101 BC
08. Judihou, 101-96 BC
09. Hulugu, 96-85 BC
10. Huyendi, 85-70 BC
11. Xulüquanqu, 70-60 BC
12. Woyenqudi, 60-58 BC
13. Huhanye, 58-31 BC
14. Zhizhi, 56-36 BC
15. Fuzhulei Ruodi, 30-20 BC
16. Souxie Ruodi, 20-11 BC
17. Cheya Ruodi, 11-7 BC
18. Wuzhuliu Ruodi, 7 BC-AD 14
19. Wulei Ruodi, AD 14-19
20. Huduershidaogao Ruodi, AD 19-47

Rulers of the Northern Xiongnu:
21. Punu, AD 47-84
22. Sanmulouzhi, AD 84-89
23. Yuchujian, AD 89-93
24. Aojianrizhuwangfenghou, AD 93-123



Rulers of the Southern Xiongnu:
01. Huhanye, AD 48-56
02. Chufuyudi, AD 56-58
03. Yifayuliudi, AD 58-59
04. Xiandongshizhuhoudi, AD 59-63
05. Qiuchuzhulindi, AD 63-64
06. Houyeshizhuhoudi, AD 64-85
07. Yituyuliudi, AD 85-88
08. Xiulanshizhuhoudi, AD 88-93
09. Anguo, AD 93-94
10. Tingdushizhuhoudi, AD 94-98
11. Wanshishizhuhoudi, AD 98-124
12. Wujihoushizhudi, AD 124-128
13. Chuderuoshizhuzi, AD 128-140
14. Cheniu, AD 140-143
15. Hulanruoshizhuzi, AD 143-147
16. Yilingshizhujiu, AD 147-172
17. Tuderuoshizhujiu, AD 172-178
18. Huzhen, AD 178-179
19. Qiangqiu, AD 179-188
20. Techishizhuhou, AD 188-195
21. Hushuchuan, AD 195-216
22. Liubao, AD 216-279
23. Liuyuan, AD 279-304*

*rule continues as Gao Xu, first king of Northern Han Dynasty.

Timeline
214 BC: Construction of the Great Wall
210 BC: Touman's Yuezhi Campaign
209 BC: Touman murdered by Modu; Modu declared Chanyu
208 BC: Modu's Donghu Campaign
203 BC: Yuezhi brought under Xiongnu rule; Modu gained control of the trade roads
201 BC: Han Gaodi forced to pay tribute
174 BC: Death of Modu Chanyu
166 BC: Laoshang Chanyu sack Imperial Palace near Chang'an
160 BC: Death of Laoshang; the Xiongnu Empire began to decline
127-117 BC: Tarim Basin lost to Han
85 BC: Rebellion of the Dingling and Wuhuan
60 BC: Control of the Silk Road lost to Han
58 BC: Huhanye entered Han protectorate; Zhizhi Chanyu declared his independence; break up of the Xiongnu Empire
51 BC: Wusun, Dingling, Qïrghïz brought under Western Xiongnu rule, Kangguo become vassal of Zhizhi Chanyu
36 BC: Zhizhi Chanyu defeated and killed by Han
18 BC: Eastern Xiongnu re-gained it's independence
48 AD: Eastern Xiongnu broke up into Northern and Southern Xiongnu
156 AD: Northern Xiongnu destroyed by Xianbei
216 AD: Southern Xiongnu subjugated by the Han
350 AD: Remnants of the Xiongnu migrate towards West


Article Written by: Ihsan
http://www.allempires.com/article/index.php?q=The_Xiong_Nu_Empire

Vil Mirzayanov комментирует...

Вообще-то, надо бы по-серьезнее заниматься освещением уже опубликованных источников по татарской истории. К примеру, вот этих.
Согласно ф. Хирц, император Китая в 2700 году д.н.э. воевал против народа с названием гунны или гунну. Позднее они стали их называть как гиен-юнь, затем уже в 3-ем столетии д.н.э. начали употреблять название хиен-ну. Корень Гуни или Кун затем будет встречаться в различных сочетаниях для древних предшественников Аттиллы. Из комментариев Цао к "Труды весны и осени" Конфуция в 689 г д.н.э. можем прочитать, что "варварские собаки" или по-китайски, куан-юнг, были побеждены. В 1138 г д.н.э. китайский император Вон-ван победил одно из племен, населяющих современный Ордос, носивших название куан или гун. Великий китайский философ Менси благодарит Вон-ван за его мудрость, с каковой он "служил" кун варварам. "Нужно быть совершенно целомудренным королем", сказал он, "чтобы с великой страной служить малой стране, как Кин Таи ( дед Вон-ван, 1327 г. д.н.э.) служил Гюнь-ю."
Литература: F. Hirth, The Ancient History of China. The Columbia University Press, New York, 1908, p. 67-69; J. Legge, The Chinese Classics, vol. V. The Ch'un Ts'ew, with the Tso Chuen. Hong Kong University Press 1960, p. 126; J. Legge, The Chinese Classics, vol. II, The Works of Mencius. Hong Kong University Press, 1960, p.p. 31, 52.
Вот так, господа, татарская история зафиксирована в 2700 г д.н.э. Следоватрельно, современные татары имеют историю с продолжением в более чем 4700 лет! Почему же казанские историки молчат?

Vil Mirzayanov комментирует...

Я спросил, почему же казанские историки молчат по поводу моего сообщения, что татарская история начинается с 2000-х годов? Судя по отзвам некоторых из них, включая хозяина этого блога, они заняты тем, что на сайте радио АЗАТЛЫК вовсю стараются очернить меня, используя ложь и клевету. Скажем пишет данный товарищ, что, мол, Мирзаянов списал перевод книги Б. Ишболдина "Очерки из истории татар", якобы, изданного в Аргентине в 50-х годов. А ведь такой книги Ишболдина нет в списке его трудов, нет ее ни в одной библиотеке США, включая библиотеки Конгресса, университетов Принстон, Гарварда. Мало того, товарищ, утверждает, что он читал эту книгу, якобы, данную ему Милуковым. Только он позабыл, что книга на английском языке и ее перевод, выполненный кем-то в Казани, находилась и находится в спецбиблиотеки КГБ-ФСБ. Дела.

Baskak комментирует...

Причем здесь радио Азатлык?
Мы в блоге, и здесь тема о правителях хуннов. И если действенную критику (обезличенную - не персональную!!!) Вы оцениваете, как "очернение", то здесь Вы не правы как политик, или скорее и вовсе - не как политик. Однако, что касается Вашего труда, приложенного в области нового раскрытия темы о хуннах - то оно заслуживает большого искреннего восхищения. Про Ишболдина с моей стороны не было и речи - ни здесь, ни где-либо в другом месте. Что касается атмосферы, царящей в среде историков Татарстана. То здесь - полный разброд. Отсутствует даже какой-либо намек на единую концепцию, у каждого историка - своя "история" и своя "правда". Это обстоятельство и является содержанием той трехпудовой гири, прикованной к ногам Татар, как нации. Это обстоятельство на протяжении последних 100 лет и явилось, да и продолжает являться той самой самой ахиллесовой пятой на пути нашего национального развития. Гиляжетдин Усман почти-что 20 лет назад будучи в Казани со своей темой про хуннов стучался во все двери тех, кто холь мало-мальски имеет понятие об истории. И почти везде его слова о том, что об истории всех народов, которые когда-либо соприкасались с Китаем можно найти подробные сведения в своде 24-х китайских летописей, охватывающих период в 5 тысяч лет, воспринимались не как человеческая речь, а как булькание марсианина. Большинство отмахивались, но с удовольствием принимали все, что он приносил с собой и запиралось в сейфы. Наркас Мулладжанов воспользовался лишь жалкими и скудными обрывками того, что оставил Г. Усман. Тема хуннов в своей полноте и на должном уровне не пришла и еще долго не придет в поле зрения центральных кругов глубоко ангажированных со стороны властей и ВАКа наших татарских историков. В преддверии Переписи они до сих пор не решили, кто мы - татары, или - булгары...
И поэтому поднимать эту нашу общую тему, тему хуннов - великое и благородное дело.

Vil Mirzayanov комментирует...

hunter679Пусть будет так, как вы утверждаете. Мой вклад в освещение истории гуннов известен в виде перевода фундаментального исследования выдающегося немецкого историка Маенхен-Хельфена "Мир гуннов", которое я выставил на сайте www.mirzayanov.com/home.html
Сейчас начал переговоры с издательством Университета Калифорния на право публикации этого перевода в Казани. Разумеется, собираюсь издать книгу за свой счет, поскольку никого в Казани эта книга не волнует. Заняты изданием своих "трудов"-утиль-сырья.

Baskak комментирует...

От себя лично посоветовал бы Вам в научные редакторы Равиля Габдрахмановича Фахретдинова, к кому я питаю глубокое и искреннее уважение и почтение. Человека, который глубоко осведомлен в данной тематике и лично знавшего Гиляжетдина Усмана. 22-20 лет тому назад мы с отцом, вашим тезкой тоже бились с этой железо-бетонной стеной татарских "историков-булга[р]нистов" на страницах казанских и набережно-челнинских периодических изданий, требуя полного и адекватного исследования и максимально широкого освещения темы Золотой Орды (первые четыре материала блога, ссылки идут с-низу - вверх вдоль колонки «Blog ecta'lege», что с-лева). Большую помощь нам оказал тогда Равиль Габдрахманович. Нам, «народным историкам-любителям» реально тогда удалось пристыдить профессиональных историков, открыто и во всеуслышание обвинить их в малодушии и ангажированности. Времена были такие, когда еще легко возбуждались широкие общественные резонансы. Многие из них сегодня (И.Измайлов, Д.Исхаков, Р.Хакимов и т.д.) - в фарватере освещения истории Золотой Орды, как одного из самых ключевых этапов татарской истории. И это - далеко не бравада. Это уже - тоже история.

Vil Mirzayanov комментирует...

Равиль редактировал мой перевод книги Э.Паркера "Тысяча лет из истории татар". К сожалению, у него плохо со зрением. Отправил просьбу о разрешении на перевод и издание книги Маенхен-Хельфена "Мир гуннов". Ответ должен быть в течение 4-6 недель.
Странно, я сообщил о книге Ф.Хирца, который в своей книге "Древняя история Китая. Конец династии Чоу" сообщил о гуннах, которые нанесли поражение китайскому императору в 2000 году д.н.э. Однако, никто не откликнулся. Что, ждут разрешения из Москвы?

Baskak комментирует...

Все дело в том, что наши историки по большому счету с самого начала обучались, как краеведы "казанского края". До системы глобальной историографии они не дотягивают. В принципе их амбиции в купе с навыками очень скромны. Нечего им предложить Миру. Бренда (продукта, или темы - как ни назови) у них нет, да и в конкурентном мире от них этого и никто не требует. Совкам этого не дано осмыслить и преодолеть.
А в психологическом уровне им, выражаясь терминологией того места, где Вам, к сожалению пришлось побывать, также и в творческом плане присущи, как и всему нашему народу элементы т.н. "обиженной" масти. Наш народ, или даже весомую его часть "опускали" на протяжении последних 457 лет. И тот, кто прогнулся и снял штаны - помечался крестом. Сквозь это прошло процентов 85 от численности всех татар. Конечно большинство из них побросали кресты, когда это разрешила Эби патша (Екатерина Великая), но "масть"-то не выбросишь.
Пусть это горько, но правда.
А в "хате" размером в 1/9 света, как и в любой "хате" место таким сами понимаете где. Это и нас отличает от Прибалтов начала 90-х с которыми у нас на тот момент были равные позиции.
Да и саму историю пишут сами победители или под их присмотром. Поэтому нам сегодня необходимо выходить на глобальный уровень и оттуда вытягивать себя из болота.

Vil Mirzayanov комментирует...

Все понятно с казанскими историками. Однако, что с этим Юлай Шамилоглу, Девлет, Рерлих из зарубежья,которых так любят в Казани? Что, зная язык, не могли найти те источники, которых я здесь привел и которых я перевел? Не получается ли по поговорке, подобное сходится с подобным?
В ближайшее время я собираюсь закончить перевод отрывком из книги The Ancient History of China to the End of the
Chou Dynasty. By Friedrich Hirth, Ph.D. Professor of Chineese,
Columbia Uiversity in the City of New York. The Columbia University
Press, 1908 и выставить их на сайте www.mirzayanov.com/home.html
Но почему-то я верю, что казанские историки не посещают сайты вовсе. Как же тогда мне довести до татар сведения, что их история начинается 4700 лет тому назад? Или это, кроме меня, никому не нужно?

Baskak комментирует...

Да, Вы, к глубокому сожалению, совершенно правы, Вил Солтан улы(!) - с подобными сходятся подобные (яшэу урыннарына карамастан, болар да шул ук жуылмаган империя савытынын хурлык-чиркану тулы чупрэсендэ яралып буртегэннэр). Поэтому нам, татарам просто, хотя бы из банальной необходимости ВЫЖИТЬ, необходима полная и всесторонняя ПЕРЕЗАГРУЗКА.

Vil Mirzayanov комментирует...

Очень интересная вещь получается. В 1066 г н.э.императору Китая была вручена история Китая с 403 г.д.н.э. под названием T'ung-kien-kang-mu. Оригинальная работа Tzi-chi-t'ung-lien - Универсальное зеркало в пользу государства- была перечислением исторических фактов в хронологическом порядке. Ее затем дополнили с комментариями и в 1223 году представили этот огромный труд императору. В 1282 году при Кублай хане работа была переведена на уйгурский язык. Французский миссионер Abbe de Moyria, почти 40 лет проживший в Китае, перевел этот труд в 30 с лишним томов, который под названием Histoire Generale de la China в 1777-1785 гг. издали в Париже. Так что, автор списка гуннских королей, ,вполне вероятно,мог видеть указанную историю на уйгурском языке в Китае. А новому поколению татарских историков необходимо отправиться в Париж для изучения французского перевода. Не знаю, возможно, эта история есть в США. Посмотрю.

Vil Mirzayanov комментирует...

Книга Де Маилла есть в библиотеке Конгресса США. Причем, на русском даже. Будем живы, значит, почитаем.

Baskak комментирует...

Да, кстати с 10 по 14 июня в Казани у мечети Марджани проходила ежегодная всероссийская книжная выставка-ярмарка мусульманской литературы. И там в качестве единственного светского издания была представлена История татар Бориса Ишболдина аль-Бакри.

Vil Mirzayanov комментирует...

Почитал Л.Гумилева "Хунну". Он пишет, что хунь-ю и хиен-ну, которых все западные исследователи считают предками гуннов или теми же гуннами в ранней истории Китая, отношения к гуннам не имеют. Мало тог, он также голословно утверждает, вопреки всем исследованиям историков запада, что после побега с Северного Китая в начале 1 века н.э. гунны на Волжско-уральском регионе слились с уграми. А ведь это настоящая чушь! Вопрос: почему Гумилев в таком почете в Казани, что ему даже сооружили памятник? Я. лично. выведу его на чистую воду.

Vakil комментирует...

Как совершенно верно выразился доктор исторических наук Д.М. Исхаков в одной своей книге, вышедшей в 2000 г., "подлинная история татар, народа во всех отношениях исторического, еще не написана".
Надо сказать, что после этого, в 2007-2012 гг., вышли книги и статьи независимого татарского историка Г.Р. Еникеева.

Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского аксакала Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, ... разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, понимающий свое предначертание, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение».

Читайте отзывы Рафката Галими и других татарских мыслящих и просвещенных людей на книги Г.Р. Еникеева на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": tartareurasia.ucoz.com/
Там же главы из книг и статьи Г. Еникеева.

В Год Татарской истории (2012 г.) вышли 2-я и 3-я книги серии "Татарский след в истории России и Евразии" - "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар".

В этом году эти книги изданы дополнительными тиражами. Книги этой серии издаются на средства, собранные татарским народом, вернее, на средства татарских подвижников-каhарманов.
Автор книг - независимый татарский историк Гали Еникей (Гали Еникеев). Книга “Наследие татар” написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы.

Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": tartareurasia.ucoz.com/publ

Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на русском и английском языках: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website: www.smashwords.com/profile/view/MIG17

Книги и сайт "Татары Евразии (подлинная история)" также можно легко найти в Интернете по названиям.