четверг, 2 октября 2008 г.

ЗОЛОТАЯ ОРДА: быль и небыль

Автор материала о Золотой Орде - инженер-электроник. Но все свободное время занимается историей тюркских народов. Почему?

- Потому что официальная, наука создала примитивную картину жизни этих народов, - говорит Виль Кильдеев. - Если историки по-настоящему займутся историей, я уйду с головой в свою область - в электронику. Пока же нельзя терпеть того, что народ не знает своей истории.

Учитывая острый читательский спрос на новую информацию о прошлом татарского народа, публикуем исследования любителя под рубрикой "Неофициальная история". Мы надеемся, что профессионалы на нас не обидятся, а, напротив, предоставят нам материалы о "белых пятках" в истории Татарии. Редакция полагает также, что историки и читатели с пониманием воспримут новую информацию и не дадут повода обвинить газетчиков в том, о чем они и не помышляют.

До сих пор вспоминаются школьные уроки истории, на которых учительницу клеймит "безбожных" татар, завоевавших Русскую землю и державших ее под жестоким "игом" около 300 лет, И мне, подростку, стыдно перед сверстниками, что я сам из татар, чье имя стало синонимом этнической неполноценности. Долгие годы я испытывал это чувство, пока в руки не попала трилогия В. Яна ("Чингис-хан", "Батый" и "К последнему морю". С какими парадоксами я столкнулся при чтении этих книг! Мои предки, в сущности, совершали в те грозные годы чудеса воинской доблести. В 1223 г. на реке Калке 20-тысячный корпус татар одерживает блистательную, победу над более чем 100-тысячной армией русских князей, в зимней кампании 1237-38 гг. 30-тысячное конное войско Бату-хана в течение месяца берет 14 сильно укрепленных городов. Великий Наполеон был высокого мнения о воинской организация войск и Чингис-хана, и Бату-хана, их нашествие не было "бессмысленным вторжением беспорядочной азиатской орды", а, наоборот, было "глубоко продуманным наступлением армии", превосходящей в организации противника.

Разумеется, трилогия Яна-это художественное произведение, и, возможно, писатель просто отдавал дань воинской доблести татар того времени, ничуть не противореча сложившемуся понятию "ига" (татаро-монгольского) в русской историографии. Но крамольные мысли уже проникли в мое сознание. Прославленный историей Александр Македонский создает в III в. до н. э. мировую державу и остается в глазах всего мира выдающимся полководцем и мудрым государственным деятелем. А Чингис-хан, создавший в кратчайшие сроки гигантскую империю на необозримых просторах Азии и Европы, - кровавым завоевателем и только. Признают же западные историки, а вместе с ними выдающийся русский востоковед В. Бартольд, что завоевания Чингис-хана благоприятствовали экономическим и культурным связям между и Востоком и Западом.

Чтобы понять феномен великих побед Чингис-хана и его внука Бату-хана, феномен великих государственных образований, созданных столь стремительно, мы должны обратиться к истории народов Центральной Азии и Алтая VI-VIII веков.

В 554 г. тюрки Алтая, объединив тюркские племена и народы, создали империю, которая известна нам под именем Великого Тюркского каганата. В результате громадные просторы Центральной Азии, Приамурья, Южной Сибири, Средней Азии, Волги (Итиль того времени), прикаспийских и причерноморских степей, включая Северный Кавказ и часть Крыма, - оказались в руках древних тюрок. Знаменитый шелковый путь пролег через их земли. С каганатом считались императоры Китая, могучий Иран, блестящая Византия искали с ним дружбы. Чтобы управлять огромным государством, древние тюрки создали знаковое письмо из 26 букв, государственный аппарат с иерархией чинов и надежно действующую систему судопроизводства. Во главе стоял каган из династии князя Ашина, Чтобы защищать свое государство, тюрки имели регулярную панцирную конницу, вооруженную роговыми дальнобойными луками и легкими палашами. Натиску конной лавы тюрок не могли противостоять даже китайские копейщики и иранские конные стрелки, Отряды имели строгую военную организацию, делясь на десятки, сотни и тысячи. Как отмечает профессор Л. Н. Гумилев: "Держава Ашина была некоторым подобием Спарты, но во много раз сильнее и больше".

Впервые в истории древние тюрки тесно связали торговыми путями дальневосточную цивилизацию с цивилизациями Византии и Западной Европы. В этом видят ученые непреходящее значение древних тюрок в мировой цивилизации (кстати, "тюрк" означает "крепкий, сильный").

Однако вернемся к завоеваниям Чингис-хана и Бату-хана в XIII веке. Когда в 1206 году Чингис-хан был объявлен джихангиром, т. е. повелителем мира, в его 100-тысячном войске было более половины тюркоязычных онгутов (китайцы называли их "белыми татарами") и найманов. У Бату-хана, когда он в 1236 г. двинулся из Хорезма на Запад, было в войске 4 тысячи монголов (по Рашид-ад-дину), порядка 30 тысяч татар (также называвших себя татарами онгутов, уйгуров, туркмен). Это была гвардия Бату-хана. По пути следования к войску примыкали воины со всей Великой Степи, преимущественно кипчаки.

Если взглянуть на карту XIII -XIV веков и соотнести территории Золотой Орды с проживающими на ней народами, то бросается в глаза несомненный факт - вся огромная территория государства была заселена тюркоязычными народами: на реке Итиль (Волге) еще в VI - VII веке обосновались хазары, болгары, в Западной Сибири - кимаки (восточные половцы), степи от Алтая и до Днестра занимали кипчаки (половцы в русских летописях), печенеги, авары (обры) и другие тюркские народы. Пожалуй, следует говорить не столько о завоевании, а, сколько о консолидации тюркоязычных народов в единое государственное образование. И это централизованное в государство во главе с ханами из династии чингисидов спаяло тюркские земли на 120 лет, исключив междоусобия и сепаратизм, которые уже в XII веке раскололи Русь на враждующие "лоскутные" княжества.

Центральная власть позволила сконцентрировать средства и начать восстановление древних караванных путей, строительство новых дорог. Начиная с Бату-хана, страну охватила сеть почтовых станций-ямь. На станциях находилась охрана дорог и запасы продовольствия (русская ямская служба - прямая наследница татарской станции-ямь). Наряду со строительством дорог в Золотой Орде развернулось широчайшее городское строительство. Академик А. Якубовский отмечает: "Никогда до этого времени торговля Азии с Юго-Восточной Европой, а через нее и с Западной не достигала таких размеров, как в эпоху Золотой Орды".

Между прочим, этот подъем базировался не на ограблении народов. Уже в 40-е годы 13 века золотоордынские ханы взяли курс на экономическое строительство как основу стабильности процветания государстве. Города (а их насчитывалось порядка 200) стали центрами ремесленного производства и торговли, в 37 из них чеканилась монета. В моих руках монография В. Л. Егорова "Историческая география Золотой Орды в XIII - XIVвв." (изд. 1985 г.). Смотрим вкладыш-карту: Волга, Северный Кавказ, Крым, Причерноморье - все испещрено значками-городами и селениями. Даже в Сибири в 13 веке уже существовали Тюмень, Ишим. На побережье Черного и Каспийского морей отмечены международные портовые города Килия (устье Дуная), Ак-Кермен, Херсон, Чембало, Феодосия, Матрега, Керчь, Азак (Азов), Хаджитархан (Астрахань), Баку и многие другие. Золотая Орда вела широчайшую торговлю (как сушей, там и морем) с Китаем, Византией, Египтом и далее с Западной Европой. И не случайно в те времена золотоордынский язык (язык кипчаков - куманов) считался международным. В Европе, Египте, Иране, Китае создавались соответствующие словари.

Особо следует остановиться на столичных городах - Сарай Бату и Сарай аль-Джедиде. Они были крупными экономическими, политическими и культурными центрами не только Золотой Орды, но и всей Восточной Европы, Сарай Бату - один из крупнейших городов мира играл в XIII - XIV вв. ту же роль, какая в настоящее время выпала на долю Москвы. Ф.Баллод, исследуя величественные руины Сарая в XX в., назвал Сарай "Приволжскими Помпеями". В архитектуре Сарая Баллод увидел не только искусного инженера-строителя, но и творца, "от произведений которого веет поистине девственной прелестью и приволжских степей, и настроений сынов этих степей".

Экономическое развитие Золотой Орды, ее культурное строительство давно ждут серьезных исследователей. Государство, которое длительное время являлось стержнем формирования татарского народа, - не может и далее замалчиваться нашими историками. В Золотом Орде наши предки: кипчаки, огузы, болгары, хазары, печенеги, авары, найманы, онгуты и многие другие тюркские народы - были объединены общей территорией, единым языком, обычаями и нравами, общностью культурных традиций.

Постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г., которое на долгие десятилетия оторвало наш народ от его исторического прошлого, запретило освещение Золотой Орды, эпосов об Идегее, да и историю Казанского ханства предписало писать в колониальном ключе. В 1946 году в Москве собрали маститых ученых отделения истории и философии АН СССР, пригласили из Казани ученых ИЯЛИ. Отделением Академии планировалось отмежевание казанских татар от остальных татар, т. е. от крымских, сибирских, астраханских и т. д. И с тех пор пошли в гору так называемые "ученые - булгариды". Они на все лады крутили происхождение татарского народа, отдавая приоритет булгарам, а в охаивании татар и Золотой Орды превзошли колониальных историков. Даже обличительная речь М. Н. Тихомирова, заявившего в 1946 году, что "Золотая Орда - явление общемирового порядка", что и "период Золотой Орды, должен найти какое-то отражение в истории Татарии", что "как же можно выкинуть из истории основной стержень, связанный С международной историей, и останавливаться только на одной какой-нибудь детали", не образумила, не усовестила наших "послушно - покорных" историков.

А было ли "иго"? Вопрос не праздный. И от ответа на него зависит искренность дружбы между двумя народами: русскими и татарами. Нам известно, что Бату-хан прошел в зиму 1237-38 гг. по Рязанской, Владимирской землям и не оставил там гарнизонов - регулярная уплата "выхода" (а не дани) русскими землями началась с 1257 г., т. е. 20 лет спустя, и инициатором уплаты "выхода" был знаменитый Александр Невский. Ему (А. Невскому) был ну жен союзник против натиска Запада (вспомним, что Западная Русь уже отошла Литве и Польше). Хорошо сказано Н. Карамзиным: "Великое княжество Московское, отсылая серебро в улусы, еще гордилось независимостью, в сравнении с бывшими княжествами днепровскими". Отметим, что с конца 13 в. "выход" собирали и отсылали в Орду сами московские князья (и по свидетельству историков, немало грели на этом свои руки). Думаю, они-то и превратили необременительный "выход" в унизительную и тяжелую "дань".

И, наконец, в-третьих, татарские ханы никогда не рассматривали русские земли, в качестве территориальных приобретений, Московская Русь была вполне автономна: имела армию, строила многочисленные города, сама собой управляла и даже собирала дань с северных народов. Пользуясь покровительством Золотой Орды, она остановила углублявшийся в XII в. процесс распада русских земель, одержала ряд побед над немцами, литовцами и поляками (при непосредственном участии значительных татарских сил) в 1270-е годы.

"Татарское нашествие" - это уродливая словесная конструкция, в которой одна часть совершенно исключает другую. Если учесть, что тюркские народы (аборигены Поволжья, Сибири, Крыма, Причерноморья и других регионов Золотой Орды) приняли этноним "татары", то выходит, что они совершали нашествие сами на себя. Несколько слов об истории этнонима "татары". Самый авторитетный в XII - XIV вв. на Востоке историк и полиглот Рашид-ад-дин пишет; "Они (татары) владычествовали и господствовали в древние дни большую часть времени над сильнейшими племенами и странами с могуществом, силою и совершенным почетом. Ради чрезвычайного величия и почтения их, другие роды турецкие (тюркские) по смещению степеней, разрядов и имен их, стали известны под их именем и всех называли татарами. И те различные роды видели величие и достоинство свое в том, относили себя к ним и стали известны под их именем". Добавим к сказанному, что в переписке золотоордынских ханов с государями Европы их величают "повелителями татар", "императорами Великой Татарии", "великими царями татарскими". Выше мы отмечали, что Золотая Орда в XIII - XIV вв. была одним из самых экономически развитых государств мира, а ее язык был одним из "международных". И насколько велик был авторитет этого государства в прошлом, что даже после падения его Западная Европа в XVIII веке продолжала величать Великой Татарией саму Россию, утвердившуюся на землях этого государства.

Стихийное бедствие - чума, занесенная итальянскими купцами в 40-х годах XIV в., - в течение нескольких лет буквально выкосило население Золотой Орды. Опустели города, пришли в негодность дороги, оборвались как внутренние, так и внешние торговые связи. Началось массовое переселение населения на окраины государства. С 1359 по 1379 гг. страну буквально раздирала борьба за ханский престол (за 20 лет сменилось на престоле 25 ханов). В 1380 г. хан Тохтамыш сумел собрать все татарские земли, разгромив в середине сентября своего последнего врага - темника Мамая на р. Калке. Да, именно того Мамая, которого 8 сентября 1380 же года одолел на поле Куликовом Дмитрий Донской. Интересно отметить, что в августе 1380 г. хан Тохтамыш встретился с войском Мамая на Калке в первый раз. Сражение не состоялось, так как соратники Мамая "сшедше с коней своих и биша челом царю Тохтамышу, и даша ему правду по своей вере, и пиша к нему роту, и яшася за него, а Мамая оставиша".

В дальнейшем Мамай пытался поправить свои дела за счет русских земель, что из этого получилось - мы хорошо знаем.

Столкновения Золотой Орды с государством Тамерлана в 1388, 1391 и 1395 гг. привели к истощению государства, а затем и к жестокому разгрому. Города лежали в развалинах, ремесло, торговля, общественная жизнь постепенно замерли. На развалинах империи, возникли мощные ханства: Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское. И каждое из них претендовало на золотоордынское наследие, развивая те традиции, которые зародились в Золотой Орде.

В. КИЛЬДЕЕВ,

член комиссии ТОЦ по истории народа.

"Комсомолец Татарии" 11 - 18 марта 1990 г.

http://tatarica.yuldash.com/history/article218/

1 комментарий:

Rais комментирует...

Әс-саләмү аләйкүм!

Ураза бәйрәме мөбәрәк булсын!

Калганын русча язам, барча аңласын өчен.

Хорошая статья. Но увы, ныне много стараний прилагается кое-кем к тому, чтобы мы постепенно забывали, что татары – один из тюркских народов, известный издревле своим могуществом, величием и полным почетом на просторах Евразии от Черного до Желтого моря на западе и востоке, от Москвы-реки, Вятки и Сибирской тайги на севере и до Сырдарьи и Тянь-шаня на юге.
“И тот народ, в котором родился Чингиз-хан, и единоплеменные с ним поколения, носили одно название и самоназвание, и не иное, как Татар”; при том ни Чынгыз-хан, ни его родной народ татары "не говорили на языке, который мы называем ныне "монгольским" - писал русский академик-востоковед В.П. Васильев (XIX век), но результаты его трудов, как и многое другое, были от нас сокрыты прозападными и прокитайскими историками.
В расовом отношении татары, соплеменники Чынгыз-хана, не были никакими «монголоидами» (подобными халха-монголам и китайцам), а являлись расой «европеоидов востока» (определение Л.Н. Гумилева), значительная часть их была светловолосыми и светлоглазыми – как и современные татары и их собратья, оказавшиеся в составе многих тюркских народов, а также и среди русских.
И в XVIII веке еще “Ян Потоцкий – дипломат, и в то же время выдающийся польский историк, лингвист и этнограф, побывавший на обширнейших территориях Российской империи, писал, что татары во множестве проживают от Москвы до Средней Азии включительно. И, главное, несмотря на разнообразие во внешности, – отмечал Ян Потоцкий, – татары Европы и Азии «говорят одним и тем же наречием» – то есть, на одном языке – «и все они почитают себя настоящими татарами Чингиз-хана». Также Потоцкий сообщал, что и в те времена не забывали татары и их земляки основные заповеди-принципы своего Великого предка и соплеменника: «но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте Земного шара». И вместе с осознанием своей принадлежности к родному народу Чынгыз хана, также не забывали никогда татары и исконно ордынские принципы этнической и расовой терпимости, присущие издревле этому народу…» (Гали Еникәй).
Также не забудем, что наши Предки, татары-мусульмане, еще в XVII веке писали и говорили о своем соплеменнике Чингиз-хане: “Установления Аллаха он принял, и мы считаем его мусульманином” (турецкий историк и путешественник Эвлия Челеби).
См. сайт “Татары Евразии (подлинная история)” http://tartareurasia.ucoz.com/