четверг, 2 октября 2008 г.

ЗОЛОТАЯ ОРДА И ЕЕ НАСЛЕДНИКИ

Дорогие читатели! Опубликованная в "КТ" 11 и 18 марта 1990 г. статья "Золотая Орда: быль и небыль" - не погоня за сенсацией, не плод досужей выдумки ее автора. Это попытка поднять завесу молчания вокруг интереснейшего государства 13-14 вв. Идеи, изложенные в статье, родились в результате многолетних раздумий, а факты тщательно взвешены.

Интерес к своей истории, восстановление правды о ней способны рассеять ложь, тяготеющую над татарским народом более 400 лет. Мифы о "дикой орде", "татаро-монгольском иге" вкупе с теориями "о богоизбранности Руси" и "Москва - третий Рим" (последняя была сформулирована в 1524 г. монахом Псковско-Печерского монастыря Филофимом и обосновывала имперские притязания Москвы: "два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти") позволили правителям России использовать русский народ в качестве сокрушительной дубинки для подавления, а то и прямого физического уничтожения тюрко-татар. И это при непрекращающейся практике заселения их земель потомками завоевателя Ермака и других, канонизированных "героев". В результате татары стали "незваными гостями" на своих исторических землях. И напрасно придирчивый читатель попытается заподозрить автора статьи "Золотая Орда" в имперском мышлении. Моя цель - историческая правда. Именно она позволит рассеять подлый обман, стравливающий народы, ибо правда не может поссорить, а вот сдружить и притом искренне - да!

Я благодарю всех, кто с пониманием отнесся к проблеме исторического сознания татарского народа: О. Гайсина (Нижнекамск), М. Яримова (Лениногорск), Г. Валееву (Казань) и других. "Без национальной гордости, а может, и некоторого тщеславия, не может сохраниться нация",- пишет Гайсин. И если учесть, что настоящая гордость никогда не замыкается на себе, а базируется на взаимном уважении, мы поймем как важно сохранение всего, что делает человека свободным (знание родного языка, культура и обычаев).

Хочу поблагодарить и оппонентов - К. Руденко, X. Муллахметова, Р. Тимерханова, Р. Хакимова, X. Габдрахманова. Они позволили глубже понять проблему будущего Татарского народа. Вот только, к сожалению, их ложный патриотизм во многом смыкается с дискредитацией собственного народа. Но об этом чуть позже, а пока позволю себе изложить свою концепцию, а также обосную "право" непрофессионала на вторжение в вотчину официальной историографии.

1. Больно видеть, как угасает некогда могучий народ, вобравший наследие древних цивилизаций, а в настоящем малодушно отказывающийся от своего великого прошлого.

2. Необходимо положить конец разнузданной лжи о "татаро-монгольском иге", которая оправдывает политику геноцида татарского народа, начатую во времена Ивана Грозного.

3. Пора, наконец, написать историю татарского народа взамен куцей истории ТАССР. Только обращение к прошлому многих тюркских народов, входящих в то или иное государственное образование способно полностью осветить историю нашего народа. Азбука же ее: Великий Тюркский каганат, каганаты Аварский, Кимакский и Хазарский, Великая Болгария Кубрата и Болгария Волжско Камская Дешт-и-Кипчак ("Страна кипчаков"), и, наконец, Золотая Орда, которая породила Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства.

4. Пора покончить с умолчанием о Золотой Орде, которая известна на Востоке как "Улус Джучи", а на Западе - "Великая Татария". Именно Золотая Орда, вобравшая многие тюркские народы, вывела их под этнонимом "татар" в ранг великих народов.

5. Нельзя и дальше терпеть представление о нашем народе, который якобы письменность, культуру и навыки государственности получил лишь в октябре 1917 года. К сожалению, подобные взгляды бытуют не только за пределами Татарстана.

6. Настало время осудить постановление ЦК ВКП(б) "О состоянии и мерах улучшения массово - политической и идеологической работы в татарской партийной организации" от 9 августа 1944г., подготовившее идеологическое уничтожение нашего прошлого. Историков именно тогда "отлучили" от объективного освещения эпохи Золотой Орды, на десятилетия отняли у татарского народа "Дастан о Едигее" и предали забвению крупных, художников слова, таких как Насретдин ар-Рабгузи, Хайдар аль-Хорезми, Кутб, Сайеф ас-Сараи, Махмуд ас-Сараи ва аль-Болгари; теологов - факихов, как Масгудетдин ибн-Гумар ан-Нисаи ва ат-Тафтазани ва ас-Сараи ва аль-Булгари ва ас-Самарканди, Кутбутдин ар-Рази, величайшего математика и астронома средневекового Востока Таджутдина ат-Туркмани ва ас-Сараи и мн. др.

В 1946 г. выполняя социальный заказ ЦК ВКП(б), историки АН СССР вытащили на свет теорию булгарского происхождения казанских татар (кстати, осужденную на рубеже 19 -20 вв. передовой татарской интеллигенцией). При этом было "решено", что Золотая Орда "не играла почти никакой роли в создании татарского народа" (А. П. Смирнов). Этому вторит Х. Г. Гимади: "Золотая Орда не являлась государством ни в этническом, ни в экономическом, ни в культурном отношениях". Муссируют сам этноним "татар". Тот же Х.Гимади (неплохой тюрколог) "видит" (якобы с покоренными кипчаками и булгарами) "в этом названии символ порабощения и угнетения"... И как в свете подобных утверждений не понять, что даже если тюркские народы и дошли под именем "татар" до 20 века, то они должны поспешить - и немедленно! - освободиться от этой "оскорбительной клички".

Итак, все по порядку. "Киевская Русь и Волжская Булгария заключили мирный договор (в 985 г.), который благотворно - сказывался на отношениях между народами почти 250 лет, вплоть до, Батыева разгрома", - пишет пенсионер Габдрахманов. Но давайте разберемся, с чего же на самом деле началась эта "идиллия".

Великий князь киевский Владимир Святославич в 985 г. "прошел путем отца на Болгарию, а затем по Волге - на хазар. Он овладел страной и наложил на хазар дань. В результате восточные города Хазарии были уничтожены"... (С.А.Плетнева. Хазары. "Наука" . 1976, с. 70 -71). Отметим, что тюркское государство - Хазарский каганат - просуществовало с 7 по 10 вв., оказав на народы Восточной Европы влияние выдающееся (территории Нижней Волги, предкавказских степей, Крыма, бассейна Дона и нижнего Днепра).

Но вернемся в 10 век и пройдем "путем отца" Владимира. "В 965 г. Святослав отравился по лесам к Волжской Болгарии, победив болгар, русские спустились по Волге к Итилю". Ибн-Хаукаль (арабский географ 10 в.) пишет об этом походе следующее: "Русы разрушили все это и разграбили все, что принадлежало людям хазарским, болгарским, и буртасским на реке Итиль".

После относительно мирного для Булгарии 11 века, когда Киевская Русь была занята в Причерноморье войной с печенегами и половцами, для нее наступают тяжелые времена. С1120 по 1221 годы русские князья совершили на своих восточных соседей более десяти крупных походов, которые были настолько серьезны, что булгары вынуждены перенести свою столицу в глубь страны - в Биляр (Буляр). В 1220 г. Святослав начисто уничтожает древний г. Ошель - Ашлы (Закамье). Более того, в 1221 г. на месте разрушенной мордовской крепости Юрий Всеволодович строит Нижний Новгород, который становится форпостом дальнейшей экспансии русских по Волге (через 330-лет другим форпостом станет г. Свияжск).

Вот как характеризуются дальнейшие события в книге Михаила Пинегина "Казань в ее прошлом и настоящем" (С.-Петербург. 1890, с. 10): "К началу 13-го века Булгария доведена была русскими до совершенного изнеможения. Русским оставалось уже нанести только последний удар, чтобы окончательно покорить эту землю!.." Но, как вы знаете, в 1236 г. этому помешали татары, включившие Булгарию в созданное ими государство Золотая Орда. "Произошло интересное историческое явление: видимое уничтожение Булгарии в действительности явилось ее возрождением", - отмечает М.Пинегин. И действительно, Булгария в составе Золотой Орды к середине 14 века достигает своего наивысшего расцвета, а ее столица Болгар становится одним из самых красивых городов Европы с пятидесятитысячным населением. Наряду с Болгаром крупными политическими центрами Поволжья становятся Джукетау, Керменчук и Казань. В них чеканится монета, сооружаются монументальные каменные здания. В постройке их принимают участие мастера из Средней Азии, Армении, Азербайджана и Крыма, с которыми Булгария связана тесными политическими и культурными связями. При бурном росте ремесленного производства Булгария оставалась одним из самых крупных производителей хлеба и транзитным пунктом по продаже мехов из Руси, Севера и Южного Приуралья.

В золотоордынский период г. Биляр после разрушения 1236 г. потерял прежнее значение, хотя здесь и чеканилась какое-то время монета. Но справедливости ради надо отметить, что во взятии Биляра принимал активное участие булгарский правитель 1229-30 гг. Гази-Барадж (Бурундай), который был вновь объявлен эмиром (правителем) Булгарии. Дальнейшие разрушения (незначительные) были связаны в основном со свержением сторонников Алтынбека - давнего соперника Гази-Бараджа. Алтынбек правил Булгарией в 1230-38 года.

Очень важное обстоятельство - Бурундай во главе булгарского корпуса принимал активное участие как в походе на Северо-Западную Русь 1237- 38 гг., так и в западном походе Батыя ("Памятка булгара"/ издание клуба "Булгар аль-Джадид". Казань: 1988 г.).

В 1361 г. Среднее Поволжье занимает Булат-Тимур. Этот факт вплоть до 2-й половины 20 в. Рассматривается в истории ТАССР как свидетельство жестокого разгрома г. Болгар. Широкие археологические раскопки этого факта не подтвердили: "Это нападение не сопровождалось разрушением Болгара, хотя, несомненно, город был взят и в какой- то мере пострадал, но у нас нет никаких оснований говорить о полном его разрушении. Значительное число монет 60-х годов свидетельствуют об интенсивной жизни Болгара в эту эпоху", - говорит один из основных руководителей вышеуказанных археологических исследований Болгара А.П.Смирнов.

Надеюсь, читатель простит некоторое отступление от нашей темы. Но сколько еще мифов тяготеет над татарским народом, а недобросовестные исследователи используют их для его очернения и в наши дни. Нет возможности в короткой статье все сказать о сложной обстановке той поры. Мы лишь констатируем, что с падением Золотой Орды русская экспансия была продолжена: "Князь Василий Темный возобновил нападение на Булгарию, его воевода Федор Пестрый в 1431 г. снова "пленил всю страну", но... ею окончательно завладели татарские ханы. Еще на столетие для России явилась преграда к обладанию Средним и Нижним Поволжьем. Но стремление славян на Восток не прекращалось" (М.Пинегин, с.14).

Надеюсь, приведенного достаточно, чтобы убедить читателя Муллахметова, что не по вине "татар" булгары лишились государственности в 16 веке. И уж совсем несерьезно аргументировать негативное отношение к татарам на основании того, "что поэт Сухов читает свои стихи по центральному радио о "поганом татарине", а в кинофильме "Андрей Рублев" Тарковского можно услышать выражение: "татарская морда"... Это от незнания. Лично я горжусь нашей древней историей и восхищаюсь народом, который выжил в условиях жесточайшего гнета и донес до нас такой прекрасный язык, как татарский, который входит в число 14 основных языков мира. Для ученых Европы и Америки татары - великий народ. Ну, а утверждение, что "большинство советских граждан скажут, что татары - это остатки татаро-монгольского нашествия", оставляю на вашей совести.

И совершенно несправедливо утверждать, что слово "татарин" было чуждо нашему народу. В 80-е годы 17 века в Казанском крае ходит по рукам "Дафтар-и-Чингис-наме". Шесть его дастанов прославляют походы Чингис- и Бату-хана, подвиги татарских полководцев... В 19 веке "Дафтар" используется просветителем Ибрагимом Хальфиным в качестве учебного пособия по татарскому языку и литературе в Первой Казанской гимназии и в Императорском Казанском университете.

И последнее. В статье И. Измайлова "Золотая Орда: факты и заблуждения" ("КТ" от 10 июня, рубрика "Резонанс") сквозит явное желание отбить у "технаря" Кильдеева охоту заниматься историческими изысканиями. Но вам, как ученому, должно быть известно, что при решении проблемы (технической, а равно и гуманитарной) вначале выдвигается рабочая гипотеза - это азбука исследования. И гипотеза о "консолидации" тюркских народов в составе Золотой Орды (думаю, она - истина) больше приближает нас к пониманию, прошлого и настоящего татарского народа, чем безнравственная басня "о татаро-монгольском нашествии". Не удивляет же нас "консолидация" славян варяжскими князьями?! Хотя и здесь наблюдаются факты жестокого разгрома и уничтожения целых народов и государств. Только вот "заидеологизированная история" предпочитает в одном случае видеть созидание, а в другом - разрушение. В 1924 году И. Бороздин предостерегал от подобного подхода: "Наряду с разрушениями шла (в монгольской империи- прим. В. К.) и большая созидательная работа, которую не надо проглядывать". И если Ибн ал-Асир (умер в 1233 г.) не мог предвидеть бурный расцвет Золотой Орды в 14 веке, то это "проглядывать" вам, нынешним ученым, - преступление.

И потом ваша мысль о "федерации", при которой в Казани - булгары, а в Астрахани - нугаи, в Крыму - кыпчаки, в Сибири - кимаки, мне кажется дикой, хотя я и не сторонник "единой и неделимой". А вот федерация без племенного деления (хотя бы культурная) меня бы устроила. Не призывают же русских к возврату их_древних имен - полян, древлян, кривичей и т. д.

Правда о Золотой Орде нужна не только исторической науке, она нужна прежде всего татарскому народу, да и русскому тоже. Наконец-то все встанет на свои места, и татары перестанут чувствовать себя гостями в своем доме.

В. КИЛЬДЕЕВ.

член комиссии ТОЦ по истории народа,

инженер.

Комментариев нет: