четверг, 2 октября 2008 г.

Возвращаясь к истокам

К 1100-летия принятия Ислама в Волжской Булгарии.

Предстоящие празднования 1100-летия (по хиджре) официального принятия мусульманства в Волжской Болгарии явятся большим событием многовековой культуры татарского народа.

Вероучение ислама, начавшееся с проповедей легендарного Мухаммеда, уже к 610 году утвердилось как новая религия. Родилась новая эра для многих народов Востока - точка отсчета, с которой начинается мусульманское летоисчисление (хиджра). К настоящему времени ислам исповедуют около 1 миллиарда человек в 120 странах мира, а число его приверженцев непрерывно растет. Постараемся понять, в чем притягательная сила ислама у народов Востока, Экваториальной и Северной Африки, какими путями он утвердился у наших предков в Волжской Болгарии и Золотой Орде.

Арабы, в среде которых зародился ислам, с незапамятных времен находились в тесных

экономических, культурных контактах с древнейшими цивилизациями Востока и эллинской цивилизацией Средиземноморья. Ранние мусульмане, как отмечают ученые, трактовали Коран в традициях греческой философской мысли и ставили гуманизм и внимание к человеку центральным постулатом своего мировоззрения. В VII-VIII веках на территориях Аравии и

завоеванных арабами стран Передней Азии и Северной Африки, на большей части Пиренейского полуострова образуется так называемый Арабский Халифат, столицей которого с 762 года становится Багдад. В сферу мусульманской культуры включаются древнейшие цивилизации тюрков, иранцев, сирийцев, иудеев Палестины и т.д. Культ рыцарски и куртуазно воспитанного человека (адиба), ученого (галима), юриста (факиха) способствует формированию, всесторонне образованных людей. "Главным событием эпохи явилось введение до

исламских правовых понятий, возрождение греко-римских учений", - отмечал Адам Мец в монографии "Мусульманский ренессанс" (1922 г.). Необычный синтез мусульманства и больших культур, освященных наследием античных и восточных философских учений, и принято называть мусульманской культурой, которая наряду с латинской и византийской внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Известный востоковед Г. Грюнебаум считает вершиной "общего

интеллектуального багажа" этих культур философию ученых-энциклопедистов таджика Ибн Сины (Авиценны) и его учителя тюрка Аль-Фараби.

Нужно отметить, что восточный Ренессанс X- XII веков в мусульманской культуре явился по сути необычным взлетом научной и художественной мысли, предвосхитившим европейский Ренессанс. Академик В. Бартольд отмечает, что в мусульманской истории не было многовекового господства варварства, как это было в Европе, повлекшего уничтожение культурных ценностей предшественников. Мусульмане всегда преклонялись перед наукой древних.

Как отмечает А, Мец, официальное принятие мусульманства "имело чрезвычайно важное значение, так как отныне мусульманский Северо-восток впервые был объединен под властью династии умелых правителей, что позволило обезопасить пограничные земли, привело их к расцвету".

Вхождение Волжской Болгарии в лоно общей для ряда народов Востока передовой мусульманской культуры способствовало централизации власти, активизации духовной жизни, развитию ремесел и торговли. Все это значительно повышало устойчивость государства, и после освобождения в 965 от хазарской зависимости болгары на Волге установили свой контроль за торговыми путями с Востока.

Необходимость распространения ислама и развития культуры делает необходимым создание письменности на основе арабской графики. Болгары отправляют талантливых юношей в

научные центры Востока. В городах и селениях Великой Болгарии возникает широкая сеть начальных и высших духовных учебных заведений, приглашаются научные силы из Хорезма,

Хорасана, Дагестана. Здесь появляются свои замечательные ученые и поэты. Так в 931 году Абдаллах (Шамси Теберзи) создает поэму "Кисекбаш"; Якуб ибн Нугман пишет "Историю Болгара" (отрывки известны благодаря андалузцу Абу Хамид аль-Гарнати, совершившему путешествие в Волжскую Болгарию в первой половине XII.); открывается первый в регионе университет "Мохаммад-Бакирия"; ученый Ахмед Булгари (начало XI а.) становится известен как выдающийся знаток юриспруденции и других наук, он был учителем султана Махмуда Газневи; имя ученого Латифа Мухаммеда упоминается в творчестве поэта Санаи (1070-1140). Ярчайшим представителем восточного Ренессанса является поэт Кул Гали, обессмертивший свое имя поэмой "Кисса-и-Йусуф".

Быстрый рост производительных сил, развитие ремесел приводит к развитию в городах черной металлургии, гончарного, кожевенного, ювелирного дела. Болгары первыми в Европе плавят высококачественный чугун, лучшая кожаная обувь называется болгарской. Воздвигаются мечети, медресе, дворцы, каменные здания с центральным отоплением и водопроводом. Исследователи отмечают "наличие громадных городов и высокий, по сравнению с Западом, удельный вес городского населения". Р.Фахрутдинов в качестве сравнения берет город Биляр, занимавший 573 га (Киев - 150 га, Владимир - 160, Париж - 439).

Дальнейшее развитие Великой Болгарии в составе Золотом Орды дало толчок качественному улучшению градостроительства. Для примера сошлемся на Болгарское городище с его монументальной белокаменной архитектурой XIII-XIV веков. Археологические раскопки Поволжье выявили около 150 городов (из 93 болгарского периода) и 2000 селений. "Болгарское государство домонгольского периода и болгарские земли эпохи Золотой Орды достигли значительных успехов экономике, торговле и культуре, считались передовыми в Восточной Европе и странах Востока". (Монография Р. Ганиевой "Восточный Ренессанс", КГУ, 1988 г.). Отмечая воздействие мусульманской культуры на развитие Волжской Болгарии, мы не вправе ограничиваться узкими рамками этого региона. Необходимо совершить краткий экскурс в историческое прошлое Золотой Орды.

В 40-х годах XIII века хан Берке ввел в государстве ислам, и это послужило толчком для

развития градостроительства, так как города традиционно служили очагами мусульманской культуры и общественной жизни. Так в обширный регион между Волгой и Уралом как бы повторно пришло мусульманство.

В 1266 году Золотая Орда отделяется от монгольской империи. С этого момента она начинает стремительно развиваться в качестве суверенного тюркского государства и в первой половине XIV века достигает вершины своего политического и экономического развития. Правление Узбека (1312 -1342), повелевшего распространять мусульманство по всей части гигантской империи, характеризуется разносторонними связями, бурным расцветом внешней торговли. "Эта область исключительно татарская - со всех сторон ограниченная и во всех частях возделанная обширная по объему, здоровая водой и воздухом. Люди ее - мужи в полном смысле, воины ее превосходные стрелки. По языку это самые красноречивые тюрки", - так характеризует Золотую Орду арабский историк и литератор XV века Ибн-Арабшах.

Введение мусульманства благотворно отразилось на общем уровне культурной жизни, способствовало дальнейшему развитию городов. В период правления Золотой Орды окончательно сформировался татарский язык, были созданы десятки словарей, в том числе и знаменитый "Кодекс Куманикус (1303 г.).

Учеными-востоковедами зафиксирован своеобразный феномен - демократизм ислама. В упомянутой монографии А.Меца отмечается интересный факт "не известной средневековой Европе веротерпимости", при которой мусульманство мирно уживалось с христианством, иудаизмом и другими религиями. Так, Узбек в 1313 году, "следуя примеру бывших до него ханов, подтвердил важные права и выгоды русского духовенства" (одно из них - освобождение церквей и монастырей от дани), - отмечал Н.Карамзин в своей "Истории государства Российского".

Начавшаяся с 1359года междоусобица в Золотой Орде позволила новгородцам открыть серию походов на Волжскую Болгарию. С шестидесятых годов XIV столетия походы новгородцев стали постоянным явлением, как отмечает А.Смирнов. Русские князья снова поднялись на борьбу с болгарскими князьями. В 1431году князь Ф. Пестрый по приказу Василия II "воеваша и всю землю их плениша". Шахри-Болгар буквально стерт с лица земли и больше не возродился. Интересное признание делает М.Пинегин : "Татарские ханы возобновили уничтоженный в 1399 году город Казань, выбрали его постоянным своим местопребыванием, и Болгарское царство стало называться Казанским. Еще на столетие для России явилась преграда к обладанию Средним и Нижним Поволжьем" ("Казань - в ее прошлом и настоящем", С.-Петербург, 1890г.). С окончательным распадом Золотой Орды и взятием в 1552 году Иоанном IV Казани мусульманская религия и культура в этих регионах оказалась в тяжелейших условиях.

Колониальная политика царской России привела к упадку, а то и к прямому уничтожению значительного числа городов. Так, царь Феодор Иоаннович в 1578 году велел ломать "мизгити и полаты и тем делать город Астрахань". Не пощадили и столичный город Сарай, о котором Ибн-Батутта сообщает: "Город Сарай - один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами". Анализируя истоки "упрямства" татар, не поддавшихся христианизации, писатель и миссионер Михаил Пинегин отмечает грамотность и компетентность духовенства татар, его выборность; поэтому, говорит М.Пинегин, "мулла пользовался уважением своего мира и деятельность его не ограничивалась механическим совершением религиозных обрядов - он был вместе с тем и учителем подрастающего поколения среди единоверцев, судьей и даже лекарем". Пожалуй, М.Пинегин правильно определяет причину беззаветного служения своему народу со стороны мусульманского духовенства в условиях жестоких преследований (только в 1773 г. В Казани и ее уездах было сломано 418 мечетей из 536). Духовенство это было "одушевлено теми стремлениями, которые связывались с самостоятельным существованием магометанских государств в пределах нынешней России, хранившими предания былого времени и учившими прихожан в духе этих преданий и стремлений". Характеристика, данная мусульманскому духовенству в XIX веке русским писателем (и.о. отдельного Казанского цензора), уникальна.

Сопротивление христианизации выливалось и в грозные бунты.

В 1789 году Екатерина II была вынуждена признать права мусульман на свою веру. В результате чего было учреждено Оренбургское магомеданское духовное собрание, которое вскоре переехало в Уфу. Однако борьба против колониального гнета не прекращалась. Известны революционно-демократические движения в Поволжье в XIX-XX веках, проходившие под религиозной оболочкой.

26 октября 1917 года в Казани была провозглашена советская власть. Подавляющая часть бедноты и рабочего люда Поволжья под предводительством левого крыла мусульманства была организована в мусульманские комитеты. Создавались мусульманские полки. В обращении Совета Народных Комиссаров "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" от 31 декабря 1917 года говорилось: "Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными". И народ поверил, потянулся к духовному обновлению. Поскольку право открытия и регистрации новых приходов было предоставлено Духовному управлению, к 1925-1926 годам их стало более 14,5 тысячи. Но судьба готовила новые испытания.

Вил Кильдеев,

Ания Мингазова.

"Вечерняя Казань"

11 июля 1989 г.

http://tatarica.yuldash.com/history/article217/

Комментариев нет: